МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Юрченко Н.М.

викладач вищої категорії, викладач-методист,
Прилуцький гуманітарно-педагогічний коледж ім. І.Я. Франка
м. Прилуки, Чернігівська область, Україна

 

Качество и скорость обновления системы языкового образования прежде всего зависят от степени подготовки будущих учителей. В учебных планах высших учебных заведений І-ІІ уровня аккредитации значительное место отводится изучению профессионально ориентированных дисциплин, цель которых не столько дать выпускнику сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях, свободно ориентироваться в своей профессиональной отрасли.Результатом профессионального образования является именно готовность человека к эффективному выполнению основных производственных функций. Важная составляющая учебного процесса в педагогическом колледже  — практическая подготовка учителя начальных классов в процессе усвоения дисциплин методического цикла, среди которых методика обучения русскому (неродному) языку. И.Н. Лапшина подчеркивает, что «в условиях расширения информационного поля этот предмет поможет будущему учителю освоить специфические методы речевого и языкового развития младших школьников, частные приемы обучения и контроля за его результатами в условиях одновременного изучения детьми 6-10 лет родного и неродного языков; целенаправленно ознакомиться с новинками лингводидактической и психолингвистической литературы; с творческими успехами педагогического опыта учителей — стимулировать процесс систематического самообразования и самосовершенствования педагогов» [3, с.3].

Основная задача курса «Методика обучения русскому языку в начальных классах» состоит в том, чтобы помочь будущему учителю осознать важность и назначение этой дисциплины в воспитании и образовании учащихся начальных классов.

Большое место при изучении данного курса отводится самостоятельным практическим работам студентов. Такие работы носят как учебный, так и учебно-исследовательский характер. Цель этих заданий — приобретение и совершенствование профессиональных умений и навыков, решение методических задач в конкретных условиях, применение изученных методов и приемов работы, практическая реализация государственных требований программы по русскому языку к уровню общеобразовательной подготовки учащихся.

Сегодня учителю необходимы не только знания теоретического материала, понимание системы понятий, но и способность к проектированию, исследованию, моделированию, к овладению новыми методами, приемами, технологиями. Спектр деятельности учителя начальных классов широкий и разносторонний, что и предопределяет многокомпонентность структуры его подготовки [1, с.75].

Как отмечают ученые, методисты, подготовка специалиста должна быть ориентирована на потребность общества и обеспечивать непрерывное развитие личности, её исследовательских способностей. «По самой своей логике, по философской основе, по творческому характеру педагогический труд невозможен без научного исследования. Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы ежедневные уроки не стали скучной, однотонной повинностью, процедурой, ведите каждого учителя на дорогу научно-педагогического исследования», – звучит призывом мысль ученого-практика, обращенная в будущее [6, с.70].

На ценность исследовательских способностей учителя и их развитие указывали М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская, Т.Г.Рамзаева, Н.Б.Истомина, И.И.Пахненко, Н.Ф.Талызина, Е.С.Полат, А.Я.Савченко, И.Ф.Гудзик и др.

Общеизвестно, что в профессиональной подготовке специалистов в качестве ведущей задачи является создание необходимых условий для развития самостоятельности и творческой активности, готовности к социальной и профессиональной мобильности, к самообучению и профессиональному росту. Бесспорным признается утверждение, что данные задачи возможно решить, если процесс обучения организуется на принципах сотрудничества: задействованы субъективно значимые для студентов мотивы, цели, созданы условия для выбора форм и методов достижения целей, совместно определяется прогнозируемый результат [2, с.54].

Практический опыт подсказывает, что формирование методической компетентности будущего учителя является приоритетным направлением при организации самостоятельной работы студентов, так как предполагает овладение системой определенных действий, позволяющих поставить обучающих в условия, максимально приближенные к их профессиональной деятельности.  Учитывая, что основополагающая идея современного курса языка в начальных классах – взаимосвязь языкового образования, умственного и речевого развития учащихся, которая находит реализацию в содержании и методическом аппарате учебников по русскому языку, на одном из практических занятий предлагаем студентам сделать анализ учебно-методического аппарата учебника по одной из тем.

Ориентировочная схема анализа такая:

  1. Тема урока, цели изучения данного материала. Требования программы.
  2. Соблюдение пошагового (поэтапного) усвоения конкретного понятия, правила.
  3. Характер вопросов и заданий для учащихся:
  • с целью повторения изученного, систематизации фактов, понятий, формирования навыков;
  • с целью овладения методами логического мышления и творческой деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, уточнение, конкретизация, систематизация, самостоятельная работа);
  • с целью применения полученных знаний (выполнение самостоятельных работ, овладение умениями и навыками);
  • с целью организации индивидуального и дифференцированного подхода к обучению;
  • с целью развития исследовательских навыков;
  • с целью усиления коммуникативной направленности обучения;
  • с целью развития устной и письменной речи учащихся;
  • с целью установления внутрипредметных и межпредметных связей;
  • с целью развития навыков самоконтроля.
  1. Средства организации учебно-познавательной деятельности (условные обозначения, инструкции, памятки, таблицы, значки-символы, рекомендации, графические средства, подчеркивание, обведение).
  2. Характер языкового материала, его доступность, ясность, логичность, краткость, познавательность, связь с жизнью, высокохудожественность.

Приведём фрагменты подготовленного  студенткой анализа учебно-методического аппарата учебника по теме «Говорим. Пересказываем текст» (Русский язык, 4 класс, авторы  И.Н Лапшина, Н.Н. Зорька).  Следует отметить, что студентка подобрала творческие задания с целью развития критического мышления школьников.

Умение анализировать методический аппарат школьного учебника позволит в будущем учителю активизировать процесс обучения, придать ему творческий, исследовательский характер.

Таким образом, сегодня можно с уверенностью констатировать, что главным в оценке эффективности подготовки специалиста является не столько планирование и реализация учебного процесса, сколько результаты образования, компетенции и навыки, сформированные в процессе выполнения практических заданий методического характера.

Литература

  1. Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы) /Е.С.Антонова, С.В.Боброва. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 448 с.
  2. Богдай Е.В. Роль рефлексивной позиции личности в профессиональном образовании /Е.В.Богдай// Среднее специальное образование. – 2006. – №11. – С.54-55.
  3. Лапшина И.Н. Теория и практика начального обучения русскому языку в школах с украинским языком обучения: Учебное пособие. – Часть 1. Речевая подготовка. Часть 2. Языковая подготовка / И.Н.Лапшина// Винница, 2014. – 196 с.
  4. Лапшина И.Н., Зорька Н.Н. Русский язык: учебник для 4 класса общеобразовательных учебных заведений с обучением на украинском языке / И.Н.Лапшина, Н.Н.Зорька// – К.: Видавничий дім “Освіта”, 2015, – 192 с.
  5. Навчальні програми для загальноосвітніх навчальних закладів із навчаннм українською мовою, 1-4 класи. – К.: Видавничий дім “Освіта”, 2011. – 392 с.
  6. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А.Сухомлинский// – М.: Просвещение, 1973. – 203 с.

 

Відповідальність за зміст, унікальність статті та достовірність посилань несуть автори.

1 коментар в “МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

  1. Цікаво, що ми живемо в епоху, яку можна назвати не просто тотальної інформатизації, а у ф’южн-епоху, де на висоті положення опиняються ті, що вміють вихоплювати потрібну інформацію та одразу її застосовувати. Це уміння можна і потрібно напрацьовува.

Залишити відповідь